В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1.Нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
2.Желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
3.Управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
4.Владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
5.Проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
6.Отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
7.Отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
8.умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
Назови свою фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
Сколько тебе лет? Когда ты родился?
Как называется город, в котором ты живешь?
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
Кем работают твои родители?
У тебя есть сестра, брат?
Как зовут твоих друзей?
В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
Назови дни недели, времена года.
Какое сейчас время года?
Чем отличается зима от лета?
В какое время года на деревьях появляются листья?
Как называется планета, на которой мы живем?
Как называется спутник Земли?
Каких домашних животных ты знаешь?
Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
Чем отличается город от деревни?
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
Ты хочешь учиться в школе?
Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
Зачем надо учиться?
25. Какие профессии ты знаешь?
26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов
Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.